• Календарь публикаций:




    • 31.10.-6.11.07.


      ЭКСПОРТ ОРУЖИЯ ПОД НАДЕЖНЫМ КОНТРОЛЕМ

      В ФСВТС СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ МЕХАНИЗМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

      На протяжении всего периода своего существования Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ совершенствует работу по лицензированию ввоза и вывоза продукции военного назначения. В рамках организации данное направление работы возложено на Управление разрешительного порядка ввоза и вывоза продукции военного назначения, которое возглавляет контр-адмирал Владимир МАСЛЮК.

      ЛИЧНОЕ ДЕЛО

      МАСЛЮК Владимир Соловеевич


      Владимир Маслюк
      Фото ФСВТС



      Родился 5 июля 1950 г. в Севастополе. В 1973 г. окончил Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова, проходил службу на Балтийском флоте на различных командных должностях. В 1983 г. окончил Военно-морскую академию им. А.А. Гречко, в 1996 г. - Военную академию Генерального штаба ВС РФ. В 1983-1998 гг. служил в Главном штабе ВМФ. С 1998 г. проходит службу в системе военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. С 2001 по 2005 г. - ответственный секретарь Рабочей группы по оперативному согласованию проектов решений президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и ФСВТС России (КВТС России) о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам. С января 2001 г. - начальник Управления разрешительного порядка ввоза (вывоза) продукции военного назначения Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России). Отмечен рядом правительственных и ведомственных наград. Академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, имеет ряд научных публикаций и авторских работ. Воинское звание - контр-адмирал.




      - Владимир Соловеевич, каковы основные цели и задачи Управления разрешительного порядка ввоза и вывоза продукции военного назначения ФСВТС?

      - Цели и задачи военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами определены Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами". Основные задачи управления - осуществление в пределах компетенции управления контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; участие в соответствии с полномочиями в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области ВТС при осуществлении своих полномочий; осуществление совместно с федеральными органами государственной власти государственного регулирования в области ВТС и реализации государственной монополии в этой области в части, касающейся принятия решений о ввозе и вывозе продукции военного назначения и лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения; обеспечение в пределах компетенции управления выполнения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом ПВН в рамках международных режимов экспортного контроля.

      В рамках реализации основных задач управление осуществляет такие важные направления деятельности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, как подготовка решений всех уровней на поставку продукции военного назначения иностранным заказчикам; выдача субъектам ВТС лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения; выдача субъектам ВТС сертификатов конечного пользователя по требованиям уполномоченных органов иностранных государств в случаях ввоза продукции военного назначения в интересах российских организаций - разработчиков и производителей ПВН; осуществление контроля соответствия фактически вывезенной (ввезенной) субъектами ВТС продукции военного назначения той продукции, которая указана в полученных ими лицензиях; участие в совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы ВТС.



      В последнее время при непосредственном участии специалистов управления подготовлены два проекта указа президента Российской Федерации и три проекта постановления правительства Российской Федерации. Для решения этих важных и непростых задач от специалистов управления требуются ответственность в кубе, знания в квадрате, исполнительность.

      - Какие изменения претерпела система лицензирования ввоза (вывоза) продукции военного назначения с момента выдачи первой в истории РФ лицензии на экспорт в 1992 году?

      - Если одним словом, то можно сказать - конструктивные. Система лицензирования ввоза (вывоза) продукции военного назначения начала формироваться одновременно с системой военно-технического сотрудничества в 1992 году, отвечая реалиям происходящих в стране преобразований. Причем механизм лицензирования не рассматривается как нечто статичное. Система совершенствуется и развивается вместе с развитием всей системы ВТС, сохраняя при этом свое основное назначение - обеспечение интересов Российской Федерации и осуществление эффективного и действенного экспортного контроля в отношении ПВН.

      В качестве примера можно привести включение в Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденное указом президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. №1062, норм, позволяющих оптимизировать систему лицензирования. В частности, устанавливается упрощенный порядок оформления лицензий на ввоз и вывоз демонстрируемой на выставках и показах продукции военного назначения; устанавливается упрощенный порядок получения лицензий при осуществлении гарантийного и послегарантийного обслуживания вооружения и военной техники, включая лицензии на опережающий вывоз исправного ПВН на замену дефектного; предусматривается выдача лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения для обеспечения эксплуатации вооружения советского производства, находящегося в государствах-участниках СНГ без принятия дополнительных решений.

      - По каким направлениям планируется дальнейшее совершенствование и развитие механизма лицензирования?

      - В настоящее время подготовлен и проходит согласование с заинтересованными федеральными органами проект нормативного правового акта, принятие и реализация положений которого позволит значительно упростить порядок лицензирования и повысить эффективность послепродажного обслуживания поставленных инозаказчику вооружения и военной техники предприятиями российского ОПК. В том числе осуществлять поставку запасных частей с последующим уведомлением государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере военно-технического сотрудничества.

      А в целом необходимо отметить, что совершенствование и развитие механизма лицензирования дает необходимую устойчивость от различного рода потрясений, можно сказать "сейсмоустойчивость", всей системе экспортного контроля, поскольку реализует потребности времени.

      - Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять вне рамок деятельности ФСВТС России для осуществления более эффективного и действенного экспортного контроля за продукцией военного назначения?



      - В соответствии с российским законодательством Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. И экспортный контроль за продукцией военного назначения осуществляется только в рамках деятельности ФСВТС России.

          По вопросу принятия необходимых мер нужно сказать следующее. Все участники военно-технического сотрудничества: предприятия ОПК, субъекты ВТС, органы государственной власти - должны действовать в рамках существующих норм законодательства Российской Федерации и Международных договоров в области ВТС.

          Жить и работать по закону - основное предназначение перспективных людей цивилизованного общества. Этот постулат распространяется и на субъекты ВТС, поскольку эта, уж очень чувствительная, область деятельности государства затрагивает интересы многих направлений. В ВТС, как и в шахматах, ходы путать нельзя!

          - Как складывалось ваше взаимодействие с МВД, ФТС, Роспромом и ФГУП "Рособоронэкспорт" в части идентификации продукции военного назначения и выдачи соответствующих лицензий при проведении Международного авиационно-космического салона МАКС-2007?


        - В период подготовки к проведению Международного авиационно-космического салона МАКС-2007 в целях оперативного обеспечения допуска иностранных военных экспонатов и при безусловном соблюдении требований российского законодательства в области ВТС совместным решением федеральных органов исполнительной власти была образована специальная межведомственная группа, в состав которой вошли представители Минобороны России, МВД России, ФСВТС России, ФТС России, Роспрома и ФГУП "Рособоронэкспорт".

        Четкая координация и слаженная работа входящих в состав группы уполномоченных представителей федеральных органов власти позволила эффективно и в сжатые сроки провести идентификацию ввозимой на территорию Российской Федерации иностранной продукции, составить и согласовать перечни номенклатуры и количества зарубежных экспонатов и оформить соответствующие лицензии на ввоз данной продукции на территорию Российской Федерации, обеспечив таким образом успешную реализацию принятого в международной выставочной практике принципа "с колес - на стенд".

        Впервые была образована межведомственная группа для обеспечения работы Международного авиационно-космического салона МАКС-2003. В дальнейшем механизм работы группы постоянно совершенствовался, обеспечивая эффективное проведение Международных выставок на территории Российской Федерации (МАКС-2005, МВС-2007).

        - Какие вопросы межведомственного взаимодействия можно отнести к числу проблемных, требующих дополнительной проработки?

        - В основе эффективного решения задач государственного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности в области ВТС, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, лежит своевременное получение необходимой для принятия решения информации. В настоящее время взаимодействие между различными ведомствами, и в первую очередь по обмену информацией, требует развития и совершенствования. Решение данных задач значительно повысит оперативность принятия решений, что в целом положительно скажется на эффективности всего ВТС.

        Решением данной проблемы может являться разработка и внедрение инновационных технологий информационного обмена и управления с целью создания единого информационного управляющего пространства, обеспечивающего деятельность заинтересованных государственных органов власти, субъектов ВТС, предприятий ОПК.

        - Нуждаются ли в пересмотре какие-то нормы отечественного законодательства для более успешного продвижения российской продукции военного назначения на мировом рынке вооружения?

        - Как уже неоднократно отмечалось, основным конкурентным преимуществом российского вооружения в настоящее время является хорошее качество при относительно невысоких ценах. Однако развитие и совершенствование систем вооружения мировыми производителями осуществляется быстрыми темпами. Поэтому для поддержания высокой конкурентоспособности и более успешного продвижения российской продукции военного назначения на мировом рынке вооружения в первую очередь необходимо принимать правовые нормы, позволяющие стимулировать создание российскими предприятиями ВПК новых, конкурентоспособных на мировом рынке образцов вооружения и военной техники, развивать технологию производства, снижая при этом издержки на производство. Также, по нашему мнению, необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, которая позволит поддерживать качество российской продукции военного назначения на высоком конкурентоспособном уровне.

        - Ваши практические рекомендации российским участникам военно-технического сотрудничества?

        - В целях создания и дальнейшего обеспечения благоприятных условий для продвижения российской продукции военного назначения на мировых рынках вооружения в управлении ведется постоянная работа по разработке практических рекомендаций российским участникам военно-технического сотрудничества. И неслучайно в августе этого года, в канун пятнадцатилетия института лицензирования и в преддверии проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2007, из печати вышел Сборник учебных и методических материалов ФСВТС России (выпуск 1), подготовленный в управлении. В него вошли материалы, обобщающие многолетний опыт работы управления по оказанию консультативной помощи субъектам ВТС и организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения, участвующим в исполнении внешнеторговых контрактов на поставку ПВН.

      Вадим УДМАНЦЕВ


      Дата публикации: 06.11.2007

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     



    2018 © ФСВТС России
    115035, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.