• Календарь публикаций:


  • Военно-техническое сотрудничество в 1941 1945 годах

    В 1941 1945 гг. военно-техническое сотрудничество (ВТС) СССР с зарубежными странами развивалось в рамках антигитлеровской коалиции. Правовой основой этого процесса стал целый ряд межправительственных соглашений СССР с Великобританией (июль – август 1941 г.) и США (1937, 1941, 1942 гг.), решения Тегеранской (1943 г.), Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций.

    Наряду с этим, особое значение имели четыре союзнических протокола о поставках в Советский Союз различных товаров на основании «Акта содействия обороне США» (11.08.1941), более известный как закон о «ленд-лизе» и согласно которому за годы Второй мировой войны поставки осуществлялись в 43 страны мира. При этом 3/5 от общего объема американской помощи в 46 млрд. долл. США получила Великобритания 30 млрд. долл. США, а СССР – не более 1/5, что составило 9,8 млрд. долл. США.




    Непосредственной организацией доставки, приема и распределения вооружения и военной техники (ВиВТ) в СССР занимался Инженерный отдел, а в последующем Инженерное управление (ИУ) Наркомата внешней торговли (НКВТ). В 1942 1945 гг. при ИУ НКВТ действовала целая структура органов, как в стране, так и за ее пределами, в которой главную роль с 1942 г. играла Правительственная закупочная комиссия (ПЗК) в США.

    Особое значение в поставках авиационной техники сыграла знаменитая Красноярская воздушная трасса «Алсиб» (Аляска – Сибирь – фронт), по которой из авиабазы в Фербенксе (Аляска) самолеты на фронт перегоняли летчики 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии. Транзит ВиВТ южным путем с января 1942 г. осуществлялся через Иран с использованием сети посольств, торговых организаций «Ирансовнефть», «Ирансовтранс», аппарата уполномоченного НКВТ и др. советских органов.




    В ноябре 1943 г. «Ирансовтранс» подчиняется уполномоченному Наркомвнешторга Л.И.Зорину, заместителем которого был М.А.Сергейчик, ставшего впоследствии начальником ГИУ (1959-1975 гг.). Перевозка грузов с севера Ирана осуществлялась Советским транспортным управлением (СТУ) по железной дороге и автотранспортом. В СССР действовал аппарат уполномоченных ИУ НКВТ в портах Мурманск, Архангельск, Магадан, Хабаровск, Находка и др.



    Поставки грузов по ленд-лизу осуществлялась по 5-ти основным группам: боевая техника, оборудование и вооружение; цветные металлы и изделия; промышленное оборудование; товары интендантского снабжения; медицинские и продовольственные товары.

    Всего же за годы войны общий объем импорта только боевой техники достиг 1 млн. 517 тыс. т на сумму 23 млрд. 753 млн. руб. По странам-донорам это составило: из США – на 18 млрд. 104,2 млн. руб., Англии – 5 млрд. 384,6 млн. руб., Канады – 273,7 млн. руб., Ирана – 23,7 млн. руб., Финляндии – 2,8 млн. руб.



    Среди поступившего различного ВиВТ было: 18 782 самолета, 678 боевых кораблей и судов, 10 760 танков, 477 785 автомобилей, 6 185 бронемашин, 650 самоходных пушек, 3 326 походных ремонтных мастерских, 11 816 орудий, 8 983 зенитных и морских универсальных пушки, 123 897 единиц стрелкового оружия, 43 298 радиостанций, 2 626 радиолокационных станций, 388 радиопеленгаторов, 382 100 полевых телефонов, 8 739 авиамоторов, 10 396 судовых двигателей, 440 единиц гидроакустической аппаратуры, 11 637 минно-стрелкового вооружения, 225 200 т боеприпасов, 163 800 т пороха. Значение этих и других средств для достижения окончательной победы в войне было достаточно велико.

    Так, поставки автомобилей и бронемашин из США в 1942 1944 гг. составили, в среднем, 213,1%, а пороха в 3 квартале 1943 г. – 386,3% в сравнении с аналогичной продукцией отечественного производства. В частности, потребности фронта в порохе за счет этих поставок были покрыты на 24%.

    Большую роль в годы войны играл обмен военно-технической информацией с союзниками и ее внедрение в оборонную промышленность. Так, в 1942 г. американской стороне был передан трофейный немецкий самолет, 2 танка КВ и Т-34, различная документация.

    В последующем Вашингтон и Лондон получили образцы германских торпед авиационного базирования «45-36АВА», 130-мм дистанционной гранаты, описания артиллерийского вооружения советских кораблей, акустическую торпеду с потопленной немецкой подводной лодки «U-250» и другие образцы военной техники. Советский Союз из США получил 500 наименований технической литературы по бронетанковому вооружению, до 300 тыс. экземпляров наставлений, инструкций, чертежей и др. технической документации.

    Большое значение ленд-лизовские поставки имели для тяжелой и химической промышленности, а также железнодорожного транспорта СССР. Для бесперебойной работы тыла особое значение имели импортные станки, механизмы и материалы, которые использовались в деятельности Наркоматов авиапромышленности, боеприпасов, судостроения, предприятий черной и цветной металлургии, добывающих отраслей. Некоторые исследователи считают, что поставки остродефицитных импортных материалов и сырья сыграли в Великой Отечественной войне более значительную роль, нежели поставки готовой техники и оружия.

    Более того, созданная в годы войны сильная оборонная промышленность продолжила играть важную роль и в послевоенные годы.
    О роли импортных поставок нарком внешней торговли Анастас Микоян сказал: «…Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали». В качестве ответных действий Советский Союз поставил в США различного стратегического сырья и продукции на 2,6 млрд. долл. США, в т.ч. марганцевую, хромовую и железную руду, асбест, лес, пушнину, платину, золото и др. материалы.


    В 1945 1947 гг. правительство США прекратило поставки и потребовало за поставленные или неиспользованные товары вначале
    2,6 млрд. долл., а затем снизило эту сумму до 1,3 млрд. долл. США. Спорные вопросы были урегулированы соглашением от 1972 г.


    При выполнении взаимных обязательств СССР должен был выплатить США 722 млн. долл. США к 2001 г. В 1973 г. СССР выплатил 48 млн. долл. США и прекратил дальнейшие выплаты, так как США не выполнили свои обязательства. Окончательный срок погашения долга (674 млн. долл. США) был установлен в 2030 г. при условии выполнения США своих обязательств.

    В конце войны и по ее окончанию ИУ НКВТ СССР занималось поставками ВиВТ по репарациям из Германии и Венгрии, ремонтом советских боевых кораблей и судов, закупками в Финляндии, а также экспортом ВиВТ для создающихся армий стран Восточной Европы (Югославии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Албании, Румынии).

    Так, из Германии было демонтировано и вывезено в 1945 г. 676 предприятий, 155 боевых кораблей, в т.ч. 1 крейсер, 10 эсминцев, 10 подводных лодок, 44 тральщика и 30 торпедных катеров. До июня этого же года ВВС Болгарии получили 200 истребителей Як-9Д, часть таких самолетов была поставлена ВВС Польши и Югославии, 40 истребителей Ла-5 – Чехословакии. В дальнейшем национальным армиям стран Восточной Европы было передано около 960 тыс. единиц стрелкового оружия, более 40,5 тыс. пулеметов, 16,5 тыс. орудий и минометов, свыше 1,1 тыс. танков и САУ, более 2,3 тыс. самолетов, боеприпасы, и другое военное имущество и техника.

    Отрывок из материала ИА «Оружие России»

    Дата публикации: 03.02.2020

      поиск на сайте

      поиск НПА


     

     

     


    2019 © ФСВТС России
    115035, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1
    Все права на материалы ФСВТС России охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на fsvts.gov.ru обязательна.